Полезная информация

 

 

   с. Благовещенское,  Вельского района

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение 

"Благовещенская средняя школа №5

 официальный сайт 

Полезная информация

 

- Формирование Информационного навигатора

- Номера телефонов органов профилактики

 

 

Лекционный материал на тему:

«Административная ответственность несовершеннолетних»

Административная ответственность несовершеннолетних разъясняется Федеральным Законом № 195 - ФЗ от 30.12.2001 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В случае совершения противоправного деяния несовершеннолетним до 16 лет к административной ответственности привлекаются родители.

Основаниями исключающих административную ответственность являются: 

- крайняя необходимость - не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

- невменяемость - не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. 

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административные правонарушения, наиболее часто совершаемые несовершеннолетними.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Под общественным порядком подразумевается система сложившихся отношений между членами общества, включающая в себя правила взаимного поведения, общения и проживания, которые установлены нормами действующего законодательства, основаны на нормах нравственности и возникают под воздействием обычаев и традиций.

Общественная безопасность предполагает состояние, при котором сохраняются общественное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, т.е. нормально функционируют все общественные институты.

С объективной стороны правонарушение представляет собой противоправное действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и общественную безопасность.

Перечень действий, при помощи которых можно совершить мелкое хулиганство сформулирован в ее диспозиции – нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (ч.1 ст. 20.1).

В ч. 2 ст. 20.1 предусмотрена ответственность за те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

Мелкое хулиганство может совершаться в любой сфере общественной жизни: в быту, на работе; в любом месте, где находятся люди (общественное место): в квартире, на улице, в учреждении, на предприятии, в транспорте и т.д.

Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет, вменяемое (см. ст.2.3. и 2.8. КоАП).

С субъективной стороны мелкое хулиганство обычно характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что наступит в результате их совершения, и желает этого. Бывает также, что нарушитель не желает такого результата, но сознательно его допускает. В таком случае имеет место мелкое хулиганство, совершенное с косвенным умыслом.

Находясь в общественных местах, в окружении незнакомых людей, правонарушитель может усмотреть в их поведении причину для совершения своих действий или даже спровоцировать ее. Однако следует отметить несоразмерность такой причины действиям, совершаемым правонарушителем.

В этих случаях мотивом является удовлетворение индивидуалистической потребности в самоутверждении за счет умаления и игнорирования достоинств других людей.

Теория административного права относит к обязательным признакам, характеризующим правонарушение, признак общественной опасности. Присутствие этого признака может означать, что деяние причиняет или создает предпосылку причинения вреда общественным отношениям.

Необходимо отграничивать мелкое хулиганство от хулиганских действий, наказуемых по ч.1 ст.213 УК, где сказано, что состав преступления образует совершение действий, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу при условии, что такие действия совершены:

- с применением оружия или предметов, исполь?зуемых в качестве оружия;

- по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Понимание «грубого нарушения общественного порядка» и «яв?ного неуважения к обществу» оценочно.

К грубому нарушению общественного порядка судебная практика относит совершение антиобщественных действий, выразившихся в причинении вреда здоровью граждан, нарушении их покоя или отды?ха, дезорганизации нормальной деятельности предприятия, срыве массового мероприятия и т.п.

Явным неуважением к обществу считается очевидное как для самого виновного, так и для других лиц открыто выраженное пренебрежительное отношение к общественным отношениям, правилам общежи?тия и нравственности.

Оружие, используемое субъектом при совершении хулиганства, может быть огнестрельным, холодным или газовым. Предметы, используемые в качестве оружия, — любые предметы, которыми может быть причинен тяжкий вред здоровью человека или смерть (топоры, серпы, молотки, отвертки, металлические пруты и т.д.).

В новейшей судебной практике подчеркивается, что таковыми предметами могут быть и предметы хозяйственно-бытового назна?чения.

Здесь очевидны более значительная степень нарушения общественного порядка, чем при совершении мелкого хулиганства, а также непосредственное влияние на квалификацию деяния характеризующих факторов и последствий хулиганства. Степень общественной опасности можно определить, оценивая совокупность обстоятельств дела: место, время, способ, интенсивность, продолжительность, условия совершения и т.д.

Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1, 2 и 3 данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.1 рассматриваемой статьи, является действие по распитию алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом.

Объективной стороной правонарушения в части 2, является потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах.

Таким образом, для привлечения к ответственности достаточно самого факта распития алкогольной продукции в общественном месте, причем не только тогда, когда эти напитки или их часть уже выпиты, но и тогда, когда напитки только подготовлены к употреблению (например, разлиты в стаканы).

Под общественными понимаются места, где находится большое скопление людей, или места, где такое скопление людей возможно. Это улицы, стадионы, скверы, парки, подъезды, лестничные клетки домов, транспортные средства общего пользования, места, где осуществляются зрелищные мероприятия, пляжи, иные места, где становится многолюдно во время отдыха там граждан, и т.д.

Таким образом, для привлечения к ответственности достаточно употребить указанные средства и вещества без назначения врача в общественном месте.

Для определения вида средств или веществ (наркотическое, психотропное, сильнодействующее или ядовитое), их названий и свойств, происхождения, способа изготовления или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические средства, требуется заключение экспертов.

Объективная сторона ч.3 - действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенным иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Субъектами правонарушения, предусмотренного в ч. 1, 2 данной статьи, являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста., а в ч. 3 – иностранные граждане или лица без гражданства.

Рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Объектом данного правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность.

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, квалифицируется как правонарушение независимо от того, в результате потребления алкогольной, спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача наступило такое опьянение. Основным признаком деяния является нахождение в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в общественных местах.

Квалификация рассматриваемого правонарушения должна осуществляться с учетом результатов медицинского освидетельствования лица.

Особенность объективной стороны данного правонарушения состоит в том, что лицо появляется в общественном месте не просто в состоянии опьянения, а в оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (грубые выкрики, непристойная жестикуляция, неопрятный вид, мокрая, грязная, расстегнутая одежда, вызывающая брезгливость и отвращение, утрата чувства стыда, нарушение координации движения или полная беспомощность при бесчувственном состоянии).

Под общественным местом в диспозиции рассматриваемой статьи понимаются: улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и другие общественные места, где наблюдается скопление людей. Под общественным местом в данном случае понимаются также организации торговли и общественного питания, где разрешена продажа алкогольной продукции в розлив.

Если появление в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или другими подобными действиями, ответственность должна наступать за мелкое хулиганство по ст.20.1 КоАП.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут являться лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Правонарушение выражается в форме умысла.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Объектом данного правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, здоровье несовершеннолетних.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии (бездействии) по ненадлежащему выполнению или невыполнению родителями, иными законными представителями своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, следствием чего является: появление в состоянии опьянения (как результата распития пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ) несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в общественных местах, или распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной или спиртосодержащей продукции в общественных местах, или потребление ими наркотических средств, психотропных веществ без назначения врача, либо одурманивающих веществ в общественных местах.

Субъектами данного правонарушения являются родители или иные законные представители несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет.

Правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Рассмотренные составы правонарушений посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что наступит в результате их совершения, и желает этого. Бывает также, что нарушитель не желает такого результата, но сознательно его допускает. Рассмотренные составы правонарушений наиболее часто совершаются несовершеннолетними.

 

 

 

 

Лекционный материал на тему:

«Гражданство Российской Федерации»

В соответствии с Конституцией РФ правовое регулирование гражданства РФ отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то правовое регулирование отношений гражданства РФ осуществляется исключительно нормами федеральных нормативных правовых актов (законов и подзаконных нормативных правовых актов) и международных договоров Российской Федерации.

Законодательство о гражданстве Российской Федерации:

1) Конституция РФ - в Основном Законе Российского государства содержится ряд конституционных положений, касающихся вопросов гражданства РФ. Так, ч. 1 ст. 6 Конституции РФ предусматривает, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Часть 3 ст. 6 предусматривает положение о том, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

2) международные договоры РФ.

Международные договоры по вопросам гражданства можно, с определенной долей условности, разделить на международные многосторонние договоры (конвенции), посвященные общим принципам и гарантиям права на гражданство, и международные двусторонние договоры по вопросам двойного гражданства и иным вопросам двухсторонних отношений государств по вопросам гражданства.

Так, ч. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. предусматривает, что каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства.

3) Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» - является основным законодательным актом, регулирующим вопросы гражданства РФ.

4) принимаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Гражданство РФ законодатель определяет как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Следует добавить, что указанная устойчивая правовая связь есть длящееся публичное абсолютное правоотношение, возникающее между человеком (индивидуальным субъектом права) и Российской Федерацией (государством, являющимся коллективным субъектом права). Поскольку гражданство является публичным правоотношением, то связь между приведенными субъектами выражается во взаимных их правах и обязанностях, определяемых в теории права как содержание правоотношения.

Длящийся характер данного правоотношения заключается в том, что у человека гражданство возникает с момента его рождения и чаще всего прекращается со смертью лица и длится, таким образом, всю человеческую жизнь.

Публичный характер гражданства выражается в том, что оно регламентируется нормами конституционного права как отрасли публичного права.

Поскольку гражданство есть абсолютное правоотношение, то иным гражданством будет обладать лицо, которое имеет устойчивую правовую связь с иным государством, чем Российская Федерация. При этом следует признать, что по своему характеру гражданство и подданство - категории идентичные. Их различие заключается в форме государства, с которым лицо имеет устойчивую правовую связь, а именно в его форме правления. Так, в государствах с республиканской формой правления имеет место гражданство как устойчивая правовая связь лица с государством. В свою очередь, в государствах с монархическими формами правления устойчивая правовая связь лица устанавливается не с государством, а с монархом, стоящим во главе государства. В указанном случае имеет место подданство как устойчивая правовая связь.

Двойное гражданство подразумевает наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

Термин «двойное гражданство» иногда определяется как «многогражданство», т.е. наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства или нескольких иностранных государств.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. При этом согласно ст. 6 комментируемого Закона гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором либо федеральным законом.

Указанное позволяет сделать вывод, что гражданин РФ признается имеющим двойное гражданство лишь при условии, что с государством его второго гражданства имеется международное соглашение. Если же гражданин РФ получил гражданство государства, с которым Российская Федерация не заключала международных договоров по вопросам двойного гражданства, то он будет считаться приобретшим второе гражданство иностранного государства и рассматриваться на территории РФ только как гражданин РФ.

 

Лекционный материал на тему:

«Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)»

Понятие коррупции.

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Формы коррупции.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации1),

-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

-получение взятки (статья 290 УК РФ)

-дача взятки (статья 291 УК РФ);

-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);

-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выше.

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды - так называемый "блат", - полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие "коррупция".

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Ответственность за коррупцию.

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка - до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем. Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;

в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;

Необходимо знать, что получение взятки - одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:

получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

-?  получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

-?  вымогательство взятки;

-?  получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).

-?  получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым - лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

Противодействие коррупции.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

-обеспечение независимости средств массовой информации;

-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

 

 

 

Лекционный материал на тему:

«Поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Образовательные организации МВД России».

Поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 и Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»2, на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, соответствующие квалификационным требованиям и способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей среднего начальствующего состава образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности. В число квалификационных требований к должностям среднего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего профессионального юридического образования. В исключительных случаях на эти должности могут назначаться лица, не имеющие высшего юридического образования, при соблюдении условий, перечисленных в приказе МВД России от 19 сентября 2016 г. № 541 «О некоторых вопросах замещения должностей среднего и старшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, в число квалификационных требований к которым входит наличие высшего юридического образования».

Предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел для замещения должностей в органах внутренних дел устанавливается 35 лет. Возрастные ограничения для поступления на службу в органы внутренних дел граждан, ранее проходивших службу в органах внутренних дел или в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, определяются возрастными ограничениями для пребывания на службе в органах внутренних дел, установленными статьей 88 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, в соответствии с которой предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел составляет:

- для сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание полковника полиции, полковника внутренней службы или полковника юстиции, - 55 лет;

- для сотрудника органов внутренних дел, имеющего иное специальное звание, - 50 лет.

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются приказом МВД России от 14 июля 2010 года № 523 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии с вышеназванным приказом заключение о признании годным либо не годным гражданина к службе в органах внутренних дел выносится при очном освидетельствовании в военно-врачебной комиссии Медико-санитарной части МВД по субъекту Российской Федерации (в Архангельской области – в военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Архангельской области»).

Освидетельствованию гражданина, поступающего на службу, предшествует изучение врачами-специалистами военно-врачебной комиссии военного билета (удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу), медицинских карт амбулаторного (стационарного) больного (медицинских книжек) и (или) выписок из них; сведений о пребывании на учете (наблюдении) в наркологическом, психоневрологическом, противотуберкулезном и  кожно-венерическом диспансерах, о перенесенных в течение последних двенадцати месяцев инфекционных и паразитарных болезнях и о непереносимости (повышенной чувствительности) к медикаментозным средствам и другим веществам; флюорографического (рентгенологического) исследование органов грудной клетки, ЭКГ в покое и после нагрузки, а также клинического анализа крови и общего анализа мочи, анализов крови на ВИЧ, сифилис, на маркеры вирусного гепатита B и C.

В случае наличия ограничений по здоровью, указанных
в военно-учетном документе, а также при выявлении в ходе освидетельствования признаков какого-либо заболевания для уточнения диагноза проводится дополнительное обследование. Заключение выносится на основании проведенного всестороннего обследования и предоставленных документов из медицинской организации по месту жительства кандидата.

Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят психофизиологические исследования (обследования) и тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, профессиональный психологический отбор, сдают нормативы для определения уровня физической подготовки.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 30.11.2011№ 342-ФЗ для поступления на службу в органы внутренних дел гражданин лично представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение:

1) заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

2) паспорт гражданина Российской Федерации;

3) собственноручно заполненную и подписанную анкету;

4) собственноручно написанную автобиографию;

5) документ государственного образца об образовании;

6) документы воинского учета – для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу;

7) трудовую книжку, за исключением случаев, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые, либо если трудовая книжка утрачена, или копию трудовой книжки (если гражданин на момент изучения его документов работает по трудовому договору);

8) уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

9) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством Российской Федерации;

10) согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений;

11) согласие, выраженное в письменной форме, на обработку своих персональных данных в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел.

Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, предусмотренных:

I) пунктами 1, 2, 4-9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел.

II) частью 5 статьи 17 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ:

1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства;

2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

5) не согласен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, если эти ограничения, запреты, обязанности и ответственность установлены для сотрудников органов внутренних дел настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии и результатов профессионального психологического отбора (включающего, психофизиологические исследования (обследования), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами), уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:

1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании;

2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел;

3) о заключении с гражданином контракта;

4) о направлении гражданина для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;

5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.

Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ на уполномоченного руководителя, принимающего решение о принятии гражданина на службу в органы внутренних дел, не возложена обязанность разъяснения гражданину причины отказа в приеме на службу в органы внутренних дел.

Образовательные организации МВД России

Образовательные организации МВД России готовят специалистов для органов внутренних дел, призванных выполнять задачи по обеспечению общественного порядка и безопасности, охране жизни и здоровья граждан от преступных посягательств.

Значительная часть выпускников становится впоследствии профессионалами высокого уровня, а наиболее подготовленные и опытные из них возглавляют органы и подразделения внутренних дел.

Отбор кандидатов на обучение осуществляют подразделения органов внутренних дел по месту постоянной регистрации (кандидат подает документы не позднее 1 марта года поступления). Отбор включает: профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование, оценку физической пригодности кандидата. Зачисление кандидатов на обучение осуществляется образовательными организациями после проведения окончательного медицинского освидетельствования, психологического отбора и успешной сдачи конкурсных вступительных испытаний.

Все кандидаты, зачисленные в образовательные организации с 1 сентября становятся сотрудниками органов внутренних дел.

Для курсантов и слушателей в университетах (институтах, академиях) созданы все условия для проживания и обучения. В их распоряжении современные учебные аудитории и лекционные залы, компьютерные классы, криминалистические полигоны и лаборатории, спортивные комплексы, а также общежития, столовые и библиотеки.

Служба в органах внутренних дел требует не только глубоких знаний и практических навыков, но и крепкого здоровья, приобретения таких навыков, как выдержка и вежливость в обращении с гражданами, смелость и находчивость, закалка и выносливость, отличное владение оружием и приемами рукопашного боя. Во время учебы слушатели и курсанты регулярно занимаются физкультурой и спортом, а наиболее целеустремленные и настойчивые получают спортивные разряды, становятся инструкторами по рукопашному бою, огневой подготовке и другим прикладным видам спорта.

В образовательных организациях МВД России развивается художественная самодеятельность, работают кино - и видеозалы, музеи и выставки, созданы все условия для эстетического воспитания личности.

На курсантов, как на сотрудников полиции, распространяются все гарантии материального, социального и прочего обеспечения.

Курсанты с первого курса ставятся на котловое довольствие и бесплатно питаются в столовых университета. Все курсанты бесплатно обеспечиваются форменным обмундированием по утвержденным нормам довольствия. Иногородним курсантам предоставляется общежитие. Денежное довольствие курсантов и слушателей зависит от курса обучения и составляет от 13 до 26 тысяч рублей.

По окончании учебы лицам, успешно завершившим курс обучения, выдаются государственный диплом специалиста высшей квалификации, нагрудный знак установленного образца, и присваивается специальное звание «лейтенант полиции» или «лейтенант юстиции» (в зависимости от полученной специальности). Выпускники направляются для дальнейшего прохождения службы в УМВД России по Архангельской области.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных организаций: академия, университет и институт.

1.? Санкт-Петербургский университет МВД России (www.univermvd.ru)

09.03.02 «Информационные системы и технологии», срок обучения 4 года (на базе среднего (полного) общего образования);

10.05.055«Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере», срок обучения 5 лет, (на базе среднего (полного) общего образования);

37.05.02 «Психология служебной деятельности» (факультет подготовки психологов), срок обучения 5 лет (на базе среднего (полного) общего образования);

38.05.01 «Экономическая безопасность» (факультет подготовки финансово-экономических кадров), срок обучения 5 лет (на базе среднего (полного) общего образования);

40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (факультет подготовки следственных работников), срок обучения 5 лет (на базе среднего (полного) общего образования);

40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (факультет подготовки оперативных работников, факультет подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка), срок обучения 5 лет (на базе среднего (полного) общего образования);

40.05.03 «Судебная экспертиза» (факультет подготовки следственных работников), срок обучения 5 лет (на базе среднего (полного) общего образования);

56.05.04 «Управление персоналом», срок обучения 5 лет (на базе среднего (полного) общего образования).

2. Волгоградская академия МВД России (www.va-mvd.ru)

40.05.03 «Судебная экспертиза» (факультет подготовки следственных работников), срок обучения 5 лет (на базе среднего (полного) общего образования).

3. Воронежский институт МВД России (www.vimvd.ru)

40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (факультет подготовки оперативных работников, факультет подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка), срок обучения 5 лет (на базе среднего (полного) общего образования);

11.05.02 «Специальные радиотехнические системы», срок обучения 5 лет (на базе среднего (полного) общего образования).

4. Орловский юридический институт МВД России

40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (профиль подготовки «Деятельность подразделений ГИБДД»), срок обучения 5 лет (на базе среднего (полного) общего образования).

5. Санкт-Петербургское суворовское военное училище МВД России (www.svu-mvd.ru)

В училище (срок обучения 3 года) могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации в возрасте не старше 15 лет (по состоянию на 31 декабря года поступления), окончившие 8 классов общеобразовательного учреждения в год поступления, годные по состоянию здоровья, отвечающие требованиям профессионального психологического отбора.

Выпускники Суворовских училищ, как правило, продолжают обучение в образовательных организациях МВД России.

 

Дата последнего обновления страницы 27.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения